Вобла


Вобла

Вобла (лат. Rutilus caspicus) — рыба Каспийского моря, составляет важный предмет промысла на нижней Волге.

От речной плотвы отличается большей величиной (до 30 см и более) и некоторыми второстепенными морфологическими признаками (плавниками серого цвета с черной оторочкой и радужиной глаз серебристого цвета с темными пятнами над зрачками).

Вобла — эндемик Каспийского моря, причём выделяют несколько обособленных стад: северокаспийское, азербайджанское — в юго-западной и южной части Каспия, туркменское — в юго-восточной части Каспия.

За свою жизнь вобла размножается в среднем 5-6 раз. Икрометание происходит единовременно в апреле—мае. Икра откладывается на глубину не более 50 см.

Зиму вобла проводит в море; осенью огромные косяки подходят к берегам и зимуют в ямах перед самыми устьями Волги, в которую при этом никогда не входят.

Ранней весной или даже в конце зимы, когда другая рыба еще лежит на ямах, вобла начинает идти в реку. На выход воблы из моря в реку имеет влияние состояния погоды; при ветре с моря (моряне) выход воблы начинается раньше; холодная погода задерживает ход.

Косяки воблы тянутся по всем рукавам Волги, но не подымаются особенно высоко вверх по реке: выше Волгограда она почти не попадается.

Большая часть воблы остаётся в устьях, где она, отыскивая себе места для метания икры, набивается во все протоки, ерики и затоны, иногда в невероятном количестве. Вобла идёт вверх по реке довольно быстро, держась преимущественно на глубине, в полую воду или при сильном течении тянется вдоль берега.

Для метания икры вобла заходит в ильмени, в камыш, выбирается также на травянистые места, залитые полой водою. Множество воблы во время весеннего хода погибает, вода быстро уходит из разливов, образовавшихся при морском ветре, а забравшаяся в них вобла и другая рыба остается на сухом. Много воблы погибает и выбрасывается на берег во время волнения.

Перед наступлением периода размножения вобла перестаёт принимать пищу; желудок в это время у неё пустой или наполнен одной слизью; она живет теперь за счет своего жира, которым бывает тем богаче, чем раньше вошла в реку. После метания икры вобла становится так худа, что голова её выглядит вдвое толще остального туловища, которое принимает очень узкую, удлиненную форму и более тёмный цвет. Такая вобла уходит из реки опять в море, где теряет свой брачный наряд и жадно бросается на корм.

К зиме разжиревшая вобла подходит близко к берегам и перезимовывает перед самым устьем Волги, чтобы весною снова двинуться в реку. Перед зимней спячкой вобла выделяет обильную слизь, обволакивающую все её тело густым слоем; эта слизь известна под именем слёна, или рубашки, и, вероятно, предохраняет рыбу от влияния холодной воды.

В период зимнего сна рыба ничего не ест и лежит неподвижно на дне ям и омутов, находясь в полусонном, полубодрственном состоянии.

В старину, когда на рыбных промыслах эксплуатировались главным образом ценные породы рыб, вобла, наполнявшая собой все невода, просто выкидывалась назад в реку или даже прямо на берег, и гибла в бесчисленном количестве.

К концу XIX века с развитием рыбопромышленности вобла стала предметом лова даже у крупных промышленников. Поскольку вобла идёт в Волгу обычно раньше сельди, для лова которой заблаговременно нанимались рабочие, то, пока сельдь не появилась в реке, рабочие ловили и заготавливали воблу.

Для соления вобла обыкновенно берут старый тузлук (соляной раствор), в котором уже солилась красная рыба; только в том случае, если желают, чтобы рыба скорее просолилась, прибавляют к нему новой соли. вобла, положенная в тузлук живою, выходит вкусом лучшего качества, так как, наглотавшись рассола, она просаливается ровнее, как изнутри, так и снаружи. В тузлуке вобла держат 3-4 дня, в холодное время и до недели; случается, что ее вынимают и через сутки, если у промышленника не хватает посуды для посола всей пойманной рыбы.

Иногда, впрочем, вяленую воблу подвергают еще и копчению, отчего качество ее и цена значительно возвышаются. Вырывают в земле более или менее глубокие ямы в виде погребов, которые сверху прикрываются досками или хворостом и, кроме того, засыпаются землей; для доступа воздуха оставляется небольшое отверстие, которое служит также и входом в погреб. воблу здесь снова развешивают, а на дне ямы разводят огонь, который дает сильный дым, наполняющий яму и медленно выходящий наружу. Копчение продолжается дня три или четыре; такие коптильни сосредоточены в Астрахани. В последнее время развилось приготовление соленой икры воблы, которая идет исключительно в Константинополь и составляет предмет потребления низших классов населения Турции и Греции; икра эта называется «тарама».